Вопросы-ответы

Выплата заработной платы

Добрый день. Я, украинский моряк, работаю 2пкм на судне. При подписании контракта сказали, что судно работает. По приезду в Китай, оказалось, что судно стоит на якоре уже 4 месяц. Старый экипаж покинул борт судна в течении часа. Овнер постоянно обещает зарплату, но так и не перечислил деньги экипажу. Контракт с 10.08.17 сроком на 5+1 месяц. На данный момент Овнер пытается продать судно и обещает зарплату перечислить на карту в Украину домой. Что дает понять о том, что не будет никакой зарплаты. Подскажите, что делать?

Добрый день! Шансы вернуть деньги у экипажа теперь зависят исключительно от воли судовладельца. На практике, если возникает подобная ситуация, в случае невыплаты заработной платы экипаж теряет все шансы на ее получение.

Нужно:

  1. Обратиться в администрацию флага с жалобой на задолженность по заработной плате.
  2. Сформировать сумму требований.
  3. Требовать письменных гарантий от судовладельца или гарантий от нового собственника по погашению задолженности.
  4. Включить требование по выплате заработной платы в сделку о продаже судна

Если экипаж спишется без заработной платы после продажи судна, то отстоять свое право на заработную плату будет довольно проблематично. Взыскивать ее будет уже не с кого.

Кроме того, всегда есть вариант обратиться в ITF или к морским юристам.


На вопросы отвечает специалист по морскому и международному праву, член международной правозащитной организации PEOPIL (PAN-European Organization of Personal Injury Lawyers), Николай Гольбин.

Здравствуйте. Третий механик, сейчас нахожусь на судне. Во время вахты оступился и сильно подвернул ногу (голеностопный сустав). Три дня лежал в постели, обматывал ногу эластичным бинтом и прикладывал лёд. Сейчас состояние улучшилось, могу наступать на ногу. Сейчас у нас морской переход, а когда подойдем к берегу для взятия бункера — меня списывают домой, аргументируя это тем, что без рентгеновского обследования оставить на судне не могут. 1. Могу ли я рассчитывать на компенсацию по потере заработной платы? 2. Выплатят ли мне полную зарплату или только базик за дни, что я не выходил на вахту (по болезни) на борту судна?

Здравствуйте.
В случае получения травмы Вы можете рассчитывать только на оплату заработной платы в период нахождения на судне (полная или базис — это на усмотрение капитана/компании).
Претендовать на компенсацию по потере заработной платы за весь контракт вы не можете.
Кроме того, вам должны оплатить репатриацию, больничные. Больничные (basic) на период до 4-х месяцев плюс расходы на лечение.


На вопросы отвечает специалист по морскому и международному праву, член международной правозащитной организации PEOPIL (PAN-European Organization of Personal Injury Lawyers), Николай Гольбин.

 

Подскажите, как лучше поступить, муж сейчас находится в рейсе на судне под флагом Либерии, контракт 4, но уже пошел 7-й месяц, и никто не списывает. Три месяца почему-то не приходит зарплата. По семейным обстоятельствам мужу срочно надо быть дома. Если он сейчас настоит на списании и уедет без денег он сможет получить зарплату потом на берегу? И если его отказываются списать, судно стоит в порту Мексики, куда лучше обратиться за помощью?

Добрый вечер. В случае списания с судна без денег Вашему супругу нужно будет иметь при себе Контракт о найме и справку о задолженности по заработной плате. В этом случае можно будет требовать выплаты задолженности на берегу либо судиться с компанией. В случае судебного процесса нужно будет предоставить доказательства работы на судне и доказательства наличия задолженности перед Вашим супругом. Касательно самовольного списания. Ваш муж может списаться по собственному желанию, но на него судовладелец может возложить расходы по репатриации и замене. Иными словами, покупка двух билетов- на себя и на замену.

Если на судне не платят заработную плату, следует обратиться в ПСК (по конвенции MLC 2006) порта пребывания, профсоюз, инспектору ITF или к юристам.


На вопросы отвечает специалист по морскому и международному праву, член международной правозащитной организации PEOPIL (PAN-European Organization of Personal Injury Lawyers), Николай Гольбин.

Выплата компенсации

Добрый день. Скажите, реально добиться от судовладельца бонусов за то, что всей машине отремонтировали поломку посреди океана, которую необходимо и возможно только ремонтировать на заводе. По устной договоренности капитан со слов судовладельца обещал доплату, но теперь все нас игнорируют.

Если нет письменной договоренности, то довольно трудно будет требовать оплаты за работу. Кроме того, не забывайте, следить за техническим состоянием двигателя лежит на машинном отделении и именно этим всегда руководствуются судовладельцы. К сожалению, это довольно частое явление, когда моряки вынуждены выполнять работу по ремонту двигателя после устной договоренности с капитаном/судовладельцем и без документального подтверждения добиться бонусов не реально.


На вопросы отвечает специалист по морскому и международному праву, член международной правозащитной организации PEOPIL (PAN-European Organization of Personal Injury Lawyers), Николай Гольбин.

Мой сын погиб в рейсе. Ближайший порт захода в Германии делали экспертизу — причину смерти насильственная. Тело пришло без ничего, хотя крюинг обещал, что вместе с телом придет результат расследования из Германии. Также обещали компенсацию, но на все мои вопросы о ней тишина. Должен ли крюинг предоставить коллективный трудовой договор для ознакомления?

Примите мои соболезнования в связи с утратой.

Запомните главное правило. Ответственность крюинга заканчивается моментом трудоустройства моряка и после этого довольно проблематично что-то требовать от крюинга. Однако, обращаю Ваше внимание, что согласно нормам национального законодательства Украины и требованиям Конвенции MLC 2006 каждый судовладелец обязан иметь соглашение с профсоюзом, поэтому вы всегда можете ознакомиться с условиями коллективного соглашения, копия которого всегда находится в крюинге.

Однако требовать выплаты компенсации у крюинга не стоит. Крюинг – это посредник в трудоустройстве и не ответственен за выплату страхового возмещения или компенсации. Ответственность по выплате лежит на работодателе. В случае, если Вам отказали или не отвечают на Ваши запросы вы всегда можете обратиться за квалифицированной помощью.

Касательно результатов расследования несчастного случая. К сожалению, Вам нужно будет немного подождать. Пока не закончится официальное расследование, результаты не оглашаются и не предоставляются.


На вопросы отвечает специалист по морскому и международному праву, член международной правозащитной организации PEOPIL (PAN-European Organization of Personal Injury Lawyers), Николай Гольбин.

Муж сейчас в рейсе в Америке, где получил травму спины и работать по причине сильной боли не может. Капитан не хочет обращаться в мед учреждение по страховке. Не дает времени на самостоятельное лечение, т.е. заставляет выполнять свои прямые обязанности. Имеет ли право муж требовать медицинской помощи и правомерны ли действия капитана?

Ваш супруг имеет полное право требовать обследования в медицинском учреждении в порту захода судна. Ему следует написать рапорт на имя капитана и требовать осмотра. Кроме этого, нужно требовать составления акта о несчастном случае (Master Report / Accident Report). В данном случае требования капитана – нарушение норм безопасности и его действия могут привести к тому, что состояние здоровья Вашего мужа ухудшится и Ваш супруг будет иметь полное право на возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности- полной или частичной.


На вопросы отвечает специалист по морскому и международному праву, член международной правозащитной организации PEOPIL (PAN-European Organization of Personal Injury Lawyers), Николай Гольбин.

Я хотел бы узнать, в случае если моряк отработал 1,5 месяца и его списывают без причин, но в контракте указано, что компания имеет право без причины списать моряка в течении 10 недель. Можно ли в этом случае требовать компенсацию за расторжение контракта со стороны компании?

Добрый день.

Нет. Требования компенсации за расторжение контракта ни к чему не приведут. Максимум, на что Вы можете рассчитывать, — это оплата задолженности по заработной плате (в случае если ее Вам не оплатили за 1,5 месяца) и расходов на репатриацию, которые должен нести судовладелец за свой счет.

Если Вы подписали данный контракт, то приняли на себя условия данного соглашения.


На вопросы отвечает специалист по морскому и международному праву, член международной правозащитной организации PEOPIL (PAN-European Organization of Personal Injury Lawyers), Николай Гольбин.

Общие вопросы

Добрый день. Мой муж пошел кадетом на рыболовное судно. Сказали, что контракт подписывают на месте. Прошло два месяца, никаких бумаг он не подписал. Когда пошел к капитану выяснить, почему нет трудового договора ему сказали, что его и не будет, и если что-то не устраивает, собирай вещи. Работают они 8 через 8 в рыбном цеху. Что нам можно сделать в этой ситуации, работать дальше и верить честному слову или же списываться? Возможно ли забрать оплату за два месяца, которые он проработал? И можно ли что-то предъявить крюненговой компании, которой он заплатил деньги, чтобы уйти? Спасибо.

Здравствуйте!

Относительно крюинга. Если вы платили деньги, но нет документального подтверждения данного факта (договор об оказании посреднических услуг, квитанция об оплате и т.д.), то шансов вернуть свои деньги практически нет. Единственным вариантом будет написать заявление в правоохранительные органы.

Относительно отсутствия договора. Если договор не подписан на судне и компания отказывается выплачивать заработную плату, то вернуть ее возможно только в двух вариантах.

  1. Обращение в суд
  2. Обращение в администрацию флага судна.

Однако, в любом случае Вам необходимо будет предоставить подтверждения работы на судне и подтверждение задолженности по заработной плате.


На вопросы отвечает специалист по морскому и международному праву, член международной правозащитной организации PEOPIL (PAN-European Organization of Personal Injury Lawyers), Николай Гольбин.

Добрый день. Прилетели вдвоём на танкер в Дубаи, флаг Панама (оба AB). Судно оказалось в ремонте после отстоя в порту Sharjah. Живём в госпитале уже пятые сутки на раскладушках. Условий никаких: нет ни душа, ни стиральной машины, даже постельного белья не выдали. По судну бегают толпы тараканов, а в мессруме после ужина на столе спит кадет пакистанец. Второй матрос написал заявление на списание по семейным обстоятельствам, компания потребовала оплатить расходы по перелёту, он согласился. У меня такой возможности нет, да и не сильно хочется идти ну них на поводу. Впервые сталкиваюсь с такой ситуацией. Прошу вас подсказать, куда лучше обратиться и как поступить. Крюинг обещает, что всё наладится, надо подождать. Но желания тут оставаться уже нет.

Здравствуйте!

Действительно, если напишите заявление на списание по семейным обстоятельствам, то судовладелец вправе удержать репарационные с моряка.

Так как судно не покрыто ITF соглашением, то следует обратиться в администрацию флага — Панама — и указать в заявлении, что судно не соответствует условиям нормальной работы и условиям конвенции MLC-2006.


На вопросы отвечает специалист по морскому и международному праву, член международной правозащитной организации PEOPIL (PAN-European Organization of Personal Injury Lawyers), Николай Гольбин.