Удобные флаги

ITF – это единственная профсоюзная организация международного уровня, обладающая реальной возможностью повлиять на размеры заработной платы и трудовые условия в конкретной отрасли и для конкретной группы работников: моряков и членов экипажей судов, которые плавают под удобным флагом.

Удобный флаг – это своеобразная лазейка, позволяющая уклонится от соблюдения условий, которые предусмотренные трудовыми нормами страной владения судном. Страны свободных флагов часто дают разрешение выплачивать низкую заработную плату морякам, могут заставить работать моряков в небезопасных условиях или время, больше положенного. Суда, зарегистрированные под удобным флагом, не имеют фактической национальной принадлежности, что делает их практически неуязвимыми для претензий национальных профсоюзов моряков.

Удобные флаги и возникающие с ними трудности

Чем судовладельцев привлекают страны удобных флагов?

Судовладельческие компании предпочитают регистрировать суда в странах удобного флага из-за меньшей предъявляемой суммы регистрационного сбора, вторым аргументом является меньший размер налогов (а часто их полное отсутствие). Кроме того, некоторые страны позволяют судовладельцам значительно сократить расходы, разрешая им использовать низкооплачиваемых работников и значительно снижая минимальные условия труда и пребывания на судне. Кроме того, на зарегистрированных в этих странах судах, часто можно использовать услуги работников, не состоящих в профсоюзах.

С усиливающимся процессом глобализации только увеличивается количество подобных случаев. В первую очередь это обусловлено жесткой конкуренцией на судоходном рынке, так каждая новая страна удобного флага за услуги по регистрации требует все меньший сбор и минимальный контроль. С другой стороны, конкуренция среди судовладельцев заставляет новые компании искать все менее регулируемые и более дешевые способы использования судов.

По каким критериям ITF закрепляет за государством статус удобного флага?

При присвоении статуса удобного флага ITF берет во внимание следующие критерии:

  • в первую очередь учитывается численность уже зарегистрированных судов зарубежных государств;
  • насколько страна готова и объективно может обеспечить социальные гарантии, предусмотренные международными договорами;
  • в какой степени подписаны и внедряются конвенции от МОТ;
  • коэффициент экологической безопасности страны;
  • подписание или не подписание Конвенции международной морской организации.

По какой причине международным сообществом не одобряются плавсредства под удобным флагом?

По мнению ITF, у фактического судовладельца должна быть «реальная связь» со страной, где его судно было зарегистрировано, это соответствует требованиям Конвенции ООН по морскому праву. Если же регистрировать судно в стране удобного флага, то исключается возможность реальной связи.

За какими странами закреплен статус «удобного флага»?

Нижеприведенный перечень – это страны со статусом удобного флага:

  • Ливан
  • Либерия
  • Мальта
  • Республика Маршалловы Острова
  • Маврикий
  • Монголия
  • Нидерландские Антильские острова
  • Северная Корея
  • Антигуа и Барбуда
  • Багамские острова
  • Барбадос
  • Белиз
  • Бермудские острова
  • Боливия
  • Панама
  • Сан-Томе и Принсипи
  • Шри-Ланка
  • Сент-Винсент и Гренадины
  • Тонга
  • Вануату
  • Бирма
  • Камбоджа
  • Каймановы острова
  • Коморские острова
  • Кипр
  • Экваториальная Гвинея
  • Франция
  • Грузия
  • Германия
  • Гибралтар
  • Гондурас
  • Ямайка

Каким образом удобные флаги касаются работников судов?

Члены экипажей подобных судов не имеют гарантий обеспечения требований профсоюза или даже основных прав человека. Причем все будет законно, ведь подобные страны чаще всего не требуют от компании судовладельца обеспечения базовых социальных стандартов.

Членов таких экипажей практически не могут защитить страны их гражданства или подданства, поскольку нормы, которые применяются к судну, устанавливаются страной, в которой оно было зарегистрировано. Большая часть моряков на таких судах не состоит в каких-либо профсоюзах, а если и состоят, то профсоюз чаще всего неким образом не защищает их в силу отсутствия влияния на данное судно.

Если моряк плавает на судне, зарегистрированном под удобным флагом, то имеет риск:

  • получить заниженную заработную плату или не получить ее вовсе;
  • не вернуться домой за свой счет. Часто судовладельцы имеют огромные задолженности перед работниками, которые не спешат возвращать;
  • работать на борту без минимальных условий проживания;
  • получать низкокачественное питание и загрязненную воду для питья;
  • работать длительное время без обеспечения достаточного отдыха;
  • попасть на судно, которое находится в ужасном техническом состоянии. На подобные суда не распространяется плановый технический осмотр и обслуживание, которые обеспечивает государство флага;
  • получить травму, иногда даже с летальным исходом, поскольку на борту часто не соблюдаются элементарные правила безопасности;
  • за жалобу или протест попасть в черный список (наличие в котором практически исключает возможность в дальнейшем найти работу в этой сфере) или даже сесть за решетку.

Из-за чего небезопасно плаванье под удобным флагом?

Во-первых, есть шанс, что действующая в определенных водах террористическая организация довольно легко может захватить и распоряжаться судном под удобным флагом, причем делать это абсолютно безнаказанно. Во-вторых, такие страны не редко обеспечивают судовладельцу анонимность, что в свою очередь приводит к безнаказанной контрабанде, скрывании крупных денежных сумм, продаже наркотиков, оружия, людей и прочей противозаконной деятельности.

Каким образом ITF пытается противодействовать системе удобных флагов?

Уже больше 50-ти лет Международная федерация транспортников проводит активную кампанию по борьбе с удобными флагами, предпринимая следующие меры:

  • создана целая сеть контролеров, проверяющих судна на предмет задолженности по заработной плате экипажа;
  • ведутся постоянные переговоры с судовладельческими компаниями, регистрирующими судна под удобными флагами, для обеспечения минимальных стандартов, предусмотренных в договорах ITF;
  • оказывается помощь травмированным из-за несчастного случая морякам, для получения компенсации;
  • проводится активная поддержка МОТ и других организаций для ликвидации удобных флагов, и построения четкой системы, позволяющей регулировать сферу судоходства;
  • укрепляется статус профсоюзов, которые могут оказать содействие в проведении кампании.

Немного фактов и цифр об удобных флагах:

  • более 22% судов в мире зарегистрировано под удобными флагами;
  • порядка 30% морских пассажироперевозок проводится судами удобных флагов;
  • более чем 51% грузового тоннажа транспортируется под удобными флагами;
  • третья часть утонувших судов были зарегистрирована в странах удобных флагов. Если учесть то, что 22% судов ходит под ними, то получаем очень высокий процент гибели судов;
  • чуть менее чем 50% тоннажа под удобными флагами погибает при транспортировке;
  • больше половины (57%!) судов под удобными флагами были оставлены судовладельческими компаниями;
  • при помощи ITF ежегодно моряки получают от судовладельцев задолженности по зарплатам на огромные суммы;
  • примерно 25% судов под удобными флагами подписали договора ITF, что дает гарантии защиты более чем 90 000 членам экипажа.