Компенсации морякам

Компенсация – определенная  сумма денег, которую необходимо выплатить моряку или членам его семьи, если в период работы или срока действия контракта с ним произошел несчастный случай.

Существуют следующие виды компенсаций:

  • компенсация при получении травмы в рейсе;
  • компенсация, которая выплачивается семье, если во время рейса или действия контракта произошел летальный случай;
  • компенсация, выплачиваемая семье в случае пропажи моряка без вести;
  • моральная компенсация;
  • компенсация моряку, если он заболел в рейсе.

Официально Украина, увы, не имеет никаких статистических данных о несчастных случаях, которые происходят с членами экипажа во время рейса. Практика же говорит, что в защите в первую очередь нуждаются именно травмированные моряки, поскольку в таких случаях компания-судовладелец часто пытается всеми путями свести сумму выплаты компенсации до минимума.

Ниже рассмотрим следующие виды происшествий:

  1. Несчастный случай на судне, на которое распространяется ITF соглашение.
  2. Несчастный случай на судне, на которое не распространяется ITF соглашение.
  3. Несчастный случай на судне, на котором отсутствует контракт.

И так, большая часть моряков просто уверена, что если они травмируются на судне, то им точно будет выплачена компенсация, ну а если на такое судно еще и распространяется ITF соглашение, то сумма выплаты будет высокой.

Но правда ли, что все так хорошо?

  1. Травма на судне, на которое распространяется ITF соглашение

Если на судне действует ITF соглашение, то член экипажа, получивший травму в рейсе, имеет право на выплату. Полученная сумма напрямую зависит от тяжести травмы. Если проще, то чем тяжелее и опаснее травма, тем выше будет сумма компенсации.

Как в таком случае судовладелец может обмануть моряка?

Основная лазейка в том, что согласно коллективному ITF договору, степень тяжести травмы и утраты работоспособности устанавливается только медиками судовладельческой компании, только эти врачи могут установить тяжесть травмы и указать возможна ли реабилитация и какие перспективы в дальнейшем светят работнику.

К примеру, врачом было установлено, что моряк потерял трудоспособность на 70%, но если при этом доктор смог установить, что через год-два есть возможность выздоровления, или что вообще в будущем возможно хоть какое-то улучшение состояния здоровья, то моряк, вероятнее всего, уже не сможет добиться выплаты всей установленной суммы компенсации.

Юристы судовладельческих компаний и страховых фирм для максимального уменьшения расходов на выплаты компенсации ставят перед врачом вопрос о возможности выздоровления в будущем, и их не интересует, что моряк получил 2-ю группу инвалидности. Такие дела требуют вмешательства, именно этим людям нужна наибольшая защита, которая поможет моряку получить всю положенную компенсацию и не позволит судовладельцу уменьшить ее каким-либо путем.

Но также договор допускает возможность обжаловать результаты проведенного обследования, член экипажа вполне может пройти осмотр у независимых докторов, их заключение обязательно к принятию всеми сторонами.

На практике же заключения врачей компаний и независимых специалистов наиболее отличаются именно в части возможности будущего выздоровления после полученной травмы. Это основной «козырь» судовладельцев.

Но также существуют «старые добрые» методы убеждения работника, или психологического давления на него, для того, чтобы моряк согласился получить сейчас компромиссную сумму, чем через некоторое время непонятные выплаты, дескать, лучше синица в руках, чем журавль в небе. Причем для этого приема выбирается именно то время, когда врач издает заключение о необходимости реабилитации месяцев так на 10.

Чаще всего работнику в подобных ситуациях делают «щедрое» предложение в виде 30-40% от установленного размера выплат. Надо сказать, что это работает, многие просто забирают реальную сумму, хотя по факту могут обратиться к профессионалам и забрать полную сумму положенной компенсации, причем не через 10 месяцев, а через 2-3. Кроме того, судовладельцы могут кормить обещаниями взять моряка в рейс после того, как он откажется от компенсации или согласится на ее часть, но зачастую это не более чем пустые слова.

Условия договоров ITF дают моряку полное право, если он потерял трудоспособность на 50% или больше получить все 100% суммы положенной компенсации. Компенсацию в полном размере можно получить и при показателе менее 50%, но в таком случае необходимым условием является наличие заключения о невозможности трудовой деятельности на судах морского флота.

Ну, к примеру, если моряк в ходе рейса получит травму, вследствие которой частично потеряет зрение или слух, то скорее всего он утратит 25-30% работоспособности, но получит заключение о невозможности дальнейшей трудовой деятельности в море. В такой ситуации работник может требовать выплаты 100% положенной компенсации, а не предложенных 25%.

  1. Несчастный случай на судне, на которое не распространяется ITF соглашение

Если на судно не действует ITF договор, то при получении травмы, работник так же может получить положенную ему компенсацию, по тем условиям, что установлены в его трудовом контракте.

Чаще всего в подобных договорах сумма выплаты зависит от того, насколько сложная травма и от процента утраты работоспособности, также, как и в ITF соглашениях. Процент утраты работоспособности устанавливается аналогичным способом, то есть заключением медика судовладельческой компании.

Но есть и некоторые нюансы. К примеру, если получено заключение о невозможности продолжать трудовую деятельность в море, то почти нереально добиться 100% положенной суммы. Компенсация зависит только от того, насколько тяжелая травма. Если проще, то, когда моряк потерял 30% работоспособности, он получит компенсацию в размере 30% от максимально возможной.

Если таким работникам вовремя оказать помощь, то они имеют определенные шансы требовать максимальную сумму компенсации, обозначенную в контракте (иногда и больше), но сделать это без помощи профессионала моряку самостоятельно практически нереально.

  1. Травма на судне, на котором отсутствует контракт

С точки зрения специалистов это наиболее сложные прецеденты. Для начала учтите, что без подписанного договора у моряка нет никаких прав, и получить компенсацию без помощи профессионала практически нереально.

Помощь членам экипажа нужна для того, чтобы обеспечить им справедливую сумму компенсации. Как это можно сделать? Необходимо изучить законодательство страны, под флагом которой ходит судно, или страны компании судовладельца, затем надо провести полный медицинский осмотр травмированного, и после этого судовладельцу можно выставить претензию о выплате компенсации. Судовладелец может не согласится с предоставленным заключением медиков, в таком случае он имеет право самостоятельно организовать медосмотр.

Если удалось дойти до этой стадии, то половина дела уже сделана, ведь начался диалог по решению данного вопроса, то есть получение компенсации – это только дело времени. Второй сложной задачей является согласование суммы выплаты.

Возможен и другой ход развития дела, судовладельцы могут просто игнорировать представителей моряка, в этом случаи специалисты могут попросту передать дело в суд, и поднять вопрос об аресте судна. Чаще всего, после ареста компания-судовладелец устанавливает контакт гораздо быстрее.

Единственным плюсом данной категории дел является отсутствие ограничения в сумме компенсации, можно выставить практически любую сумму на собственное усмотрение.